Важно. Кратко про спецоценку условий труда (СОУТ): нужно ли ее проводить ИП и в какие сроки?

Добрый день, уважаемые ИП!

В последнее время часто задают вопросы о необходимости проведения СОУТ (Специальная Оценка Условий Труда). Вчера получил очередную порцию вопросов от читателей и решил написать эту статью.

Пройдусь тезисно, по главным моментам, о которых нужно знать ИП.

Да, знаю, что большинство читателей моего блога работает без сотрудников, но если будете нанимать сотрудников, то придется столкнуться с СОУТ.

0. Для чего нужна спецоценка условий труда?

Она нужна для того, чтобы оценить условия, в которых работают ваши сотрудники. Специальная организация проверит какие вредные факторы могут воздействовать на сотрудников, есть ли опасные условия и т.д. и т.п.

Проведут измерения, дадут рекомендации, присвоят класс условий труда для рабочих мест. И уже от этих классов будет зависеть сумма взносов в ПФР и ФСС за сотрудников.

1. Кто обязан провести СОУТ? Это касается всех ИП?

Это касается всех ИП и организаций, у которых есть наемные сотрудники. Вне зависимости от организационно-правовой формы.

Если Вы ИП, если у Вас есть даже один наемный сотрудник, то придется провести СОУТ.

2. В какие сроки нужно уложиться?

СОУТ необходимо провести до 31 декабря 2018 года. Это обязательно, если есть наемные сотрудники.

Время еще есть, но лучше поспешить, так как в один день не получится уложиться… процедура небыстрая, прямо скажем.

3. Я работаю один, как ИП. Нет у меня наемных сотрудников. Нужно проводить СОУТ?

Нет, не нужно.

3. Я применяю систему налогообложения УСН (ПСН, ЕНВД и т.д.). У меня есть сотрудник. Мне надо проводить СОУТ?

Неважно, какая у вас система налогообложения. Важно то, что есть наемные сотрудники или нет.

Если есть, то до 31 декабря 2018 года нужно провести СОУТ.

4. Что будет, если я не проведу СОУТ до 31 декабря 2018 года?

Будет штраф:

  • Для ИП и должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей;
  • Для организации от 60 000 до 80 000 рублей.

При повторном выявлении нарушения, штрафы увеличиваются:

  • Для ИП и должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей;
  • Для организации от 100 000 до 200 000 рублей.

Факт непроведения СОУТ будет легко выявляться, так как эти данные должны быть отображены в отчете 4-ФСС. Поэтому, надеяться, что «сделаю потом, может не заметят» не стоит.

5. Есть ли исключения?

СОУТ можно не проводить только если, ваши сотрудники являются надомными работниками, работают удаленно (дистанционно).

6. Кто проводит СОУТ? Я могу ее провести самостоятельно?

Спецоценку условий труда проводит только специальная организация, которая имеет разрешение на проведение подобных проверок.

То есть, самостоятельно провести СОУТ, без привлечения аккредитованной организации невозможно.

7. И где найти такую организацию?

Искать ее нужно в специальном реестре аккредитованных организаций:

http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations

В реестре есть удобная сортировка по регионам РФ. Лучше сразу настроить сортировку, так как таких компаний очень много. Также поставьте “галочку” только для “Действующая организация”.

Повторюсь, что лучше не тянуть с этим вопросом, и начинать действовать сейчас, если понимаете, что СОУТ придется проводить. В декабре будет аншлаг.

Выберите организацию из своего города, а далее специалисты компании вам подскажут что именно нужно делать.

Также следует знать, что после завершения проверки предстоит еще несколько действий:

  • Необходимо сдать декларацию соответствия условий труда в трудовую инспекцию. Это нужно сделать течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.
  • Ознакомить сотрудников (под роспись) с отчетом о проведении СОУТ (в течение 30 календарных дней после завершения проверки).
  • Опубликовать результаты проверки на сайте организации (если есть сайт, конечно).
  • Уведомить о результатах проверки СОУТ ФСС России (таблица 5 отчета 4-ФСС).

8. Как часто нужно проводить СОУТ?

Один раз в 5 лет.

9. А если я нанял сотрудника после 31 декабря 2018 года? Мне нужно проводить СОУТ?

Да, нужно.

10. Что еще нужно почитать?

  • Статья 212 ТК РФ.
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  • Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
  • Письмо Минтруда № 15-4/10/В-4010 от 01.06.18 г.

Эти документы легко можно найти в “Консультанте” или в “Гаранте”.

Вот такие новости, уважаемые ИП

Как видите, процедура не самая простая, поэтому советую не тянуть до 31 декабря. Ищите компанию из реестра выше в вашем регионе, и начинайте уже сейчас, если понимаете , что СОУТ не избежать.

Там уже вам подскажут более подробно, что да как.

Советую прочитать:

  1. Новый сервис ФНС для отслеживания статуса контрагентов
  2. Лимиты по УСН для ИП на 2019 год. Кто имеет право применять упрощенку?
  3. ИП является наемным работником: нужно ли платить страховые взносы “за себя”?

Как не пропустить важные новости для ИП и самозанятых?

Если хотите быть в курсе изменений, то советую подписаться на мой Телеграмм-канал. Там уже более 10000 предпринимателей, которые делятся своим опытом.

Подписаться на обсуждения в Telegram

Новый проект для подписчиков

Я запустил специальный закрытый клуб для подписчиков, в котором рассказываю про волнующие ИП вопросы. В нем я даю очень подробные алгоритмы и инструкции.  О моем новом проекте можно узнать здесь:

Узнать больше!

Дмитрий Робионек

Я создал этот сайт для всех, кто хочет открыть свое дело в качестве ИП или самозанятого, но не знает с чего начать. И постараюсь рассказать о сложных вещах максимально простым и понятным языком.


18 комментариев к “Важно. Кратко про спецоценку условий труда (СОУТ): нужно ли ее проводить ИП и в какие сроки?”

  1. Дмитрий, добрый вечер, спасибо за информацию, подскажите, пожалуйста, наше ИП открыто 12 января 2018, должны ли мы проводить СОУТ именно до конца этого года или можно перенести на сл.год?

    Ответить
  2. Дмитрий, добрый вечер. Если у И.П. один работник. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным (включая председателя комиссии). И не меньше трёх человек. То как быть?

    Ответить
    • Вера, добрый день

      Далее в этой же статье написано:

      3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда)
      , представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии)..

      Советую обращаться в организации из реестра (ссылка в статье), там подскажут что да как…

      Ответить
  3. Дмитрий добрый день! Если у И.П. ОДИН РАБОТНИК И ОН НАХОДИТСЯ В ДЕКРЕТНОМ ОТПУСКЕ НАДО ЛИ проводить СОУТ.

    Ответить
  4. Добрый день, Дмитрий.
    А если у меня два работника и работают удаленно надо проводить СОУТ? Я вычитала, что не надо.

    Ответить
  5. Дмитрий, здравствуйте!

    1. Подскажите: Я ИП без сотрудников, работаю на дому. СОУТ мне не нужна. Надо ли уведомлять об этом Минтруд? В принципе, можно взять стандартную форму декларации, превратить её в письмо и уведомить Минтруд, что СОУТ не нужна. Или это лишнее действие?

    2. ООО без деятельности и офиса с одним директором (ООО зарегистрирована по домашнему адресу) СОУТ не нужна? В интернете есть разные мнения, а как вы считаете?

    Ответить
  6. Дмитрий, добрый день. Подскажите,пожалуйста, а если у ИП наемные сотрудники занимаются обслугой объектов и нет постоянного места работы, всегда в разъездах. Проверка слаботочных систем. Нужно ли в этом случае проводить спецоценку труда? Буду рада за ответ

    Ответить
  7. Здравствуйте, Дмитрий! Ип арендует стол у ооо работников нет, только сам предприниматель ведёт деятельность, как в этом случае с Соут?

    Ответить
  8. Наше ИП открыто 01 июля2018г наём. работники в кол-ве 3 чел. в октябре 2018г т.к мы расширили свою деятельность Соут для нас тоже обязательно проводить?Спасибо!

    Ответить
  9. Дмитрий, добрый день! Вопрос, который у меня есть к вам, уже задавался, но я не нашла в ленте ответа.
    У меня (ИП) — один работник, который в настоящее время находится в декретном отпуске. Нужно ли проводить СОУТ?

    Ответить
  10. Дмитрий добрый день!
    Работаю ИП с работниками и арендую торговую площадь в торговом центре в общем торговом зале. Освещение, отопление, система кондиционирования принадлежит арендодателю и я не могу влиять на изменение этих условий и соответственно арендодатель отвечает за них. Надо ли мне проводить СОУТ ?

    Ответить
  11. Спасибо Вам Дмитрий ,за проделанную работу! Много полезного почерпнул из вашего материала! Также ,не совсем приятным сюрпризом оказалась новость о СОУТе ))) .. уже пол-года как надо было сделать. Ну как говорится — лучше поздно…

    Ответить

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Нажимая на кнопку "Комментировать", вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Также просьба соблюдать правила комментирования на блоге.